Автомобили семейства ВАЗ «8, 9, 99» оснащенные карбюратором, системой впрыска топлива (инжектор) укомплектованы генераторами типа 37.3701, 94.3701.
Оба источника питания переменного тока, трехфазные, с предустановленным выпрямителем и регулятором напряжения. Сторона вращения правая.
Первый тип источника питания (далее — ИП) приводится в движение клиновидным ремнем, а второй – поликлиновым от шкива коленвала. Некоторые серийные модели «восьмерки», «девятки» оснащены ИП производства Словении, маркировка ААК-5102.
В случае выхода из строя ААК-5102 его можно полностью или частично заменить 94.3701. Процесс самостоятельной профилактики вовсе не сложный, но требует познаний и начального опыта в обслуживании транспортного средства. Проведение диагностики непрофессиональным способом не гарантирует функциональность оборудования.
Какой генератор установлен на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
Технические характеристики | 37.3701 | 94.3701 |
---|---|---|
Граничная сила тока при напряжении в 13,5 В и оборотах свыше 5500 об / мин | 56 | 81 |
Регулируемый диапазон напряжения | 13,5-14,4 | 13,3-14,6 |
Передаточное соотношение | 01.01.1970 | 01.01.1970 |
Емкость конденсаторов | 2,3±15% | 2,1±15% |
Водителю на заметку. Если в пути оборвался ремень привода ИП, а запасного нет под рукой, вырежьте кольцо шириной 25 мм с автомобильной камеры.
Чтобы существенно снизить потребление тока при работающем силовом агрегате необходимо отключать максимальное количество потребителей тока: радио, магнитолу, освещение, кулер, печной отопитель.
Цена генераторной установки на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
Каталожный артикул | Серийный номер | Цена | |
---|---|---|---|
A2110-80A (оригинальный) | БОШ (9501.3801) (оригинальный) | От 3000 — 3200 | |
9501.3801 | FINWHALE 687-04 | 62022 / 180545 | От 3000 — 3200 |
9568.3749 | 922.3801 | SKL622RS | От 3000 — 3200 |
3701010 (HORT) | 3701024 | Contitech | От 3000 — 3200 |
3701971 | 3701953 | Электро 3701747 | От 3000 — 3200 |
*цены указаны состоянием на август 2019 года |
Принцип работы источника питания ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
Внутри генераторной установки вмонтированы катушки в количестве 6 штук, материал медь, соединение звездообразно. Статор – неподвижная конструкция, а ротор – вращается внутри статора. С тыльной стороны оси ротора впрессованы магнитные щетки, намотана и запаяна обмотка возбуждения.
После того, как провернут ключ в замке зажигания, ток от АКБ создает магнитное поле, проходя сквозь графитовые щетки, медную обмотку. Переменный ток преобразуется в постоянный.
С фронтальной стороны ИП имеются два силовых выхода с полярностью «+» и «-». Клеммы с соответствующей полярностью подключаются к аккумулятору.
Для проворота генераторной установки потребуется АКБ. После того, как батарея накопит в себе потраченное количество энергии, генератор раздает излишки другим источникам питания. Таким образом, величина бортовой сети поддерживается в допустимом диапазоне.
Причины выхода из строя ГУ на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
- Ослабленная фиксация ремня привода;
- загрязнение контактов;
- повреждение выпрямителей;
- износ щеток;
- зависание щеток;
- короткое замыкание;
- обрыв цепи питания;
- не работает регулятор;
- износ подшипника;
- клин шкива;
- поврежден вентилятор.
Признаки неисправности ГУ на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
- мигает лампа заряда АКБ;
- перезарядка АКБ, ИП не дает зарядку на АКБ;
- недостаточно яркий свет;
- тихий звук клаксона;
- сторонние шумы при работающем ИП.
Замена и ремонт генератора на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
Расположение источника питания: моторный отсек, справа по направлению движения транспортного средства.
Необходимые материалы, инструменты:
- рожковые, накидные ключи;
- вороток, головки;
- динамометрический ключ для точности силы зажима;
- новый ремень приводных механизмов по мере необходимости;
- пластиковая лопатка для съема ремня;
- отвертки с набором бит, чтобы поменять щетки.
Пошаговая инструкция по замене:
- Глушим двигатель автомобиля.
- Открываем капот.
- Ослабляем крепление клемм, снимаем их с АКБ.
- Отпускаем болт – фиксатор кронштейна.
- Выводим генераторную установку вниз.
- Снять ремень приводных механизмов.
- Извлекаем ИП из моторного отсека для дальнейшего проведения профилактики.
- По завершении диагностических работ устанавливаем детали в обратной очередности.
После демонтажа ИП мастер проводит его очистку, первичный осмотр, определяет вероятные поломки. Комплектующие заменяют новыми, зачищают клеммы на роторе.
Деталь не подлежит установке, если в корпусе обнаружены трещины. Последующая эксплуатация технического средства небезопасна.
Целостность обмотки ротора проверяем мультиметром. Профилактике также подлежит диодный мост. Не забывайте проверить целостность предохранителя, замените новым по мере необходимости, соблюдайте ампераж.
При условии соблюдения рекомендаций специалистов последующая профилактика источника питания через 30 – 40 тыс. км.
Чтобы продлить срок эксплуатации электрического оборудования соблюдайте график проведения технических осмотров. Приобретайте детали с оригинальными каталожными артикулами, полный перечень серийных номеров указан в табличных данных.
Обращайтесь за помощью к специалистам СТО при возникновении сложностей с ремонтом, обслуживанием электрических установок.
Импортные генераторы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Помимо генераторов отечественного производства (37.3701, 9402.3701 и их модификаций) на автомобили ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 можно установить генератор импортного производства.
По своим характеристикам генераторы импортного производства аналогичны отечественным.
Применяемость импортных генераторов на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях
— Генератор BOSCH 0120488280
Германия. Трехфазный генератор переменного тока. Встроенный регулятор напряжения. Зарядный ток — 55 А, напряжение — 14 В, привод — обычный ремень, шкив с одной канавкой, применяемость — двигатели 2108, 21081, 21083.
— Генератор VALEO 433483
Франция. Трехфазный генератор переменного тока. Встроенный регулятор напряжения. Зарядный ток — 55 А, напряжение — 14 В, привод — обычный ремень, шкив с одной канавкой, применяемость — двигатели 2108, 21081, 21083. С клеммой для тахометра.
— Генератор EAL 55746
Франция. Трехфазный генератор переменного тока. Встроенный регулятор напряжения. Зарядный ток — 55 А, напряжение — 12 В, привод — обычный ремень, шкив с одной канавкой (d 78 мм), применяемость — двигатели 2108, 21081, 21083. Без клеммы для тахометра.
— Генератор MASTER-SPORT 2105-3701010-PCS-MS
Германия. Трехфазный генератор переменного тока. Встроенный регулятор напряжения. Зарядный ток — 55 А, напряжение — 14 В, привод — обычный ремень, шкив с одной канавкой, применяемость — двигатели 2108, 21081, 21083.
— Генератор ERA 210257
Италия. Трехфазный генератор переменного тока. Встроенный регулятор напряжения. Зарядный ток — 55 А, напряжение — 14 В, привод — обычный ремень, шкив с одной канавкой, применяемость — двигатели 2108, 21081, 21083.
Примечания и дополнения
— Для установки на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 генераторов с повышенной отдачей электрического тока (80А, 90А, 100А и т.п.). У генераторов перечисленных производителей имеются модификации с такими характеристиками. Но они предназначены для двигателя 2111. Для установки их на двигатели 2108, 21081, 21083 необходимо заменить шкив генератора и в ряде случаев фишку проводов к генератору.
Генератор и комплектующие ВАЗ 2108-21099
Быстрому развитию индустрии и промышленности способствовало изобретение Вернером фон Сименсом в 1882 году оригинальной динамо-машины, основанной на принципе выработки электроэнергии постоянного тока. Это был огромный технологический скачок, родоначальником которого считается Майкл Фарадей, основатель принципа действия электромагнитных генераторов, где электродвижущая сила генерируется проводником в окружении магнитного поля.
Генератор переменного тока на Лада признано считается жизненно важной частью электрической системы автомобиля. Установленный на автомобиль, он преобразует энергию механики в электрику. Все приборы и электрические устройства авто работают на постоянном токе. Дополнительные элементы совместно с генератором обеспечивают правильную работу системы заряда, включая кабели аккумулятора и приводной ремень. Работа силового агрегата потребляет большое количество электрической энергии от батареи, восполнение максимального значения которой достигается применением генератора.
Принцип работы генератора для автомобилей ВАЗ (впрочем ровно как и у других) заключён во вращении проводника внутри магнитного поля; вращаясь внутри статора ротор создает переменный ток. Преобразование тока переменного вила в ток постоянный осуществляется встроенным в генератор диодным выпрямительным мостом. Он выправляет переменные волны электричества, преобразуя выходной сигнал в постоянное напряжение. Ток подаётся к аккумулятору авто через регулятор напряги, определяющий количество электричества на основе текущих потребностей транспортного средства.
При большом количестве потребителей тока система электрооборудования испытывает высокую нагрузку на контроль состояния заряда батареи и генератор. Предельные нагрузки ведут к износу и выходу из строя оборудования. Оно перегревается; чем выше ампер нагрузки на системе заряда, тем выше внутренняя рабочая температура генератора. Стандартные генераторы переменного тока настроены на обработку минимальной силы тока нагрузки при нормальных условиях эксплуатации. Но транспортные средства, которые большее время работают на холостом ходу, движутся на короткие расстояния или в основном в ночное время, способны вывести генератор в режим предельных возможностей конструкции. Установка на транспортное средство дополнительных компонентов, таких как усилители звука или вспомогательное освещение, создаёт большую нагрузку на генератор малой мощности.
При выборе оборудования важно определиться со схемой подключения элемента, типом регулирования напряжения (внешний регулятор, внутренний или компьютерное управление регулированием), способ физического крепления прибора. Новый генератор для ВАЗ не обязательно должны выглядеть так же, как оригинал, но он должен работать в той же электрической сети, с теми же размерами шкива и креплением к корпусу.
На заметку: Генератор на ВАЗ 2108-21099 предназначен для поддержания заряда аккумулятора, а не для зарядки разряженного элемента. Заставляя его оживить разряженную батарею можно способствовать перегрузке генератора и его повреждению.
Признаки неисправного генератора:
- низкое значение напряжения на приборной панели;
- тусклый свет фар в ночное время;
- перезаряд батареи;
- ускоренный разряд батареи.
Общие причины отказа генератора:
- повреждение проводки;
- высокая нагрузка от энергоёмких потребителей;
- выход из строя ротора;
- износ щёток;
- ослаблен ремень привода;
- плохое электрическое соединение;
- попадание масла и охлаждающей жидкости.
Низкое напряжение генератора вызвано:
- проскальзыванием приводного ремня;
- неисправным диодом выпрямителя;
- неисправностью регулятора напряжения;
- коррозией соединительных проводов;
- электрическими сбоями внутри устройства или регулятора.
Высокое напряжения вызвано:
- низким уровнем электролита батареи;
- повреждением пластин батареи в результате перегрева.
Любое отклонение от нормальной эксплуатации генератора на автомобилях ВАЗ ведёт к его износу и выходу из строя.
https://dmsht.ru/generator-dlya-2109-bosch