1 – поджимная втулка;
2 – втулка;
3 – буферная втулка;
4 – задняя крышка;
5 – винт крепления выпрямительного блока;
6 – выпрямительный блок;
7 – вентиль выпрямительного блока;
8 – конденсатор;
9 – задний подшипник вала ротора;
10 – контактные кольца;
11 – вал ротора;
12 – щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения;
13 – вывод «30» для подключения потребителей;
14 – вывод «61» генератора;
15 – щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения;
16 – вывод «В» регулятора напряжения;
17 – регулятор напряжения;
18 – шпилька крепления генератора к натяжной планке;
19 – крыльчатка;
20 – шкив;
21 – шайбы крепления подшипника;
22 – упорное кольцо;
23 – передний подшипник вала ротора;
24 – обмотка ротора;
25 – полюсный наконечник ротора;
26 – обмотка статора;
27 – статор;
28 – передняя крышка.
Генератор 9402.3701
1 – кожух;
2 – вывод «В+» для подключения потребителей;
3 – конденсатор;
4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D+» регулятора напряжения);
5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока;
6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока;
7 – положительный диод;
8 – отрицательный диод;
9 – регулятор напряжения;
10 – задняя крышка;
11 – стяжной винт;
12 – передняя крышка;
13 – обмотка статора;
14 – упорное кольцо;
15 – передний подшипник вала ротора;
16 – шкив;
17 – гайка;
18 – вал ротора;
19 – конусная шайба;
20 – шайба;
21 – полюсные наконечники ротора;
22 – сердечник статора;
23 – втулка;
24 – обмотка ротора;
25 – задний подшипник вала ротора;
26 – втулка подшипника;
27 – контактные кольца;
28 – щеткодержатель;
29 – выводы обмотки статора;
30 – дополнительный диод;
31 – вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов).
Схема соединений генератора 37.3701 (c монтажным блоком 2114-3722010-60)
1 – аккумуляторная батарея;
2 – генератор;
3 – монтажный блок;
4 – дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт;
5 – выключатель зажигания;
6 – реле зажигания;
7 – комбинация приборов;
8 – контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи.
Технические характеристики генератора 37.3701
Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А | 55 |
Напряжение, В | 13,6–14,6 |
Направление вращения (со стороны привода) | правое |
Технические характеристики генератора 9402.3701
Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А | 80 |
Напряжение, В | 13,2–14,7 |
Направление вращения (со стороны привода) | правое |
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник генератора 9402.3701 напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку, передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с упорным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Передний подшипник генератора 37.3701 стянут четырьмя винтами между внутренней и наружной шайбами и может заменяться отдельно от передней крышки. Задняя часть генератора 9402.3701 закрыта пластмассовым кожухом на защелках.
Читайте также: Генератор пены для вечеринок своими руками
В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме «звезда» (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) — трех «положительных» и трех «отрицательных». Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные — на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом генератора 9402.3701).
Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.
Питание к обмотке возбуждения подводится через две щетки. Контактные кольца генератора (9402.3701) уменьшенного диаметра для понижения окружной скорости вращения и уменьшения износа щеток. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Регулятор напряжения — неразборный, при выходе из строя его заменяют.
До 1996 г. у генератора 37.3701 щеткодержатель и регулятор напряжения представляли собой отдельные узлы (напряжение от клеммы «30» генератора подавалось на вывод «Б» регулятора напряжения). Теперь напряжение подается только к выводу «В» (вывод «Б» отсутствует). По своим характеристикам новый и старый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.
Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 ±0,04 мкФ, расположенный на выпрямительном блоке генератора 9402.3701 и задней крышке генератора 37.3701.
При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (вывод «D» генератора 9402.3701 и «В» генератора 37.3701) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит) и подсоединенные параллельно ей резисторы. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» — к выводу «В+» генератора 9402.3701 («30» генератора 37.3701). Обратное включение приведет к пробою вентилей генератора.
Читайте также: Ремень генератора поликлиновой marshall m6310194
При работе генератора не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею (особенно на двигателях, оснащенных системой впрыска). Возникающие при этом броски напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.
Вентили генератора (и другие устройства в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять под напряжением не выше 15 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей.
При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток — отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжения
Генератор ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
Автомобили семейства ВАЗ «8, 9, 99» оснащенные карбюратором, системой впрыска топлива (инжектор) укомплектованы генераторами типа 37.3701, 94.3701.
Оба источника питания переменного тока, трехфазные, с предустановленным выпрямителем и регулятором напряжения. Сторона вращения правая.
Первый тип источника питания (далее — ИП) приводится в движение клиновидным ремнем, а второй – поликлиновым от шкива коленвала. Некоторые серийные модели «восьмерки», «девятки» оснащены ИП производства Словении, маркировка ААК-5102.
В случае выхода из строя ААК-5102 его можно полностью или частично заменить 94.3701. Процесс самостоятельной профилактики вовсе не сложный, но требует познаний и начального опыта в обслуживании транспортного средства. Проведение диагностики непрофессиональным способом не гарантирует функциональность оборудования.
Какой генератор установлен на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
Технические характеристики | 37.3701 | 94.3701 |
---|---|---|
Граничная сила тока при напряжении в 13,5 В и оборотах свыше 5500 об / мин | 56 | 81 |
Регулируемый диапазон напряжения | 13,5-14,4 | 13,3-14,6 |
Передаточное соотношение | 01.01.1970 | 01.01.1970 |
Емкость конденсаторов | 2,3±15% | 2,1±15% |
Водителю на заметку. Если в пути оборвался ремень привода ИП, а запасного нет под рукой, вырежьте кольцо шириной 25 мм с автомобильной камеры.
Чтобы существенно снизить потребление тока при работающем силовом агрегате необходимо отключать максимальное количество потребителей тока: радио, магнитолу, освещение, кулер, печной отопитель.
Цена генераторной установки на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
Каталожный артикул | Серийный номер | Цена | |
---|---|---|---|
A2110-80A (оригинальный) | БОШ (9501.3801) (оригинальный) | От 3000 — 3200 | |
9501.3801 | FINWHALE 687-04 | 62022 / 180545 | От 3000 — 3200 |
9568.3749 | 922.3801 | SKL622RS | От 3000 — 3200 |
3701010 (HORT) | 3701024 | Contitech | От 3000 — 3200 |
3701971 | 3701953 | Электро 3701747 | От 3000 — 3200 |
*цены указаны состоянием на август 2019 года |
Принцип работы источника питания ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
Внутри генераторной установки вмонтированы катушки в количестве 6 штук, материал медь, соединение звездообразно. Статор – неподвижная конструкция, а ротор – вращается внутри статора. С тыльной стороны оси ротора впрессованы магнитные щетки, намотана и запаяна обмотка возбуждения.
После того, как провернут ключ в замке зажигания, ток от АКБ создает магнитное поле, проходя сквозь графитовые щетки, медную обмотку. Переменный ток преобразуется в постоянный.
С фронтальной стороны ИП имеются два силовых выхода с полярностью «+» и «-». Клеммы с соответствующей полярностью подключаются к аккумулятору.
Для проворота генераторной установки потребуется АКБ. После того, как батарея накопит в себе потраченное количество энергии, генератор раздает излишки другим источникам питания. Таким образом, величина бортовой сети поддерживается в допустимом диапазоне.
Причины выхода из строя ГУ на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
- Ослабленная фиксация ремня привода;
- загрязнение контактов;
- повреждение выпрямителей;
- износ щеток;
- зависание щеток;
- короткое замыкание;
- обрыв цепи питания;
- не работает регулятор;
- износ подшипника;
- клин шкива;
- поврежден вентилятор.
Признаки неисправности ГУ на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
- мигает лампа заряда АКБ;
- перезарядка АКБ, ИП не дает зарядку на АКБ;
- недостаточно яркий свет;
- тихий звук клаксона;
- сторонние шумы при работающем ИП.
Замена и ремонт генератора на ВАЗ 21099, ВАЗ 2109, ВАЗ 2108
Расположение источника питания: моторный отсек, справа по направлению движения транспортного средства.
Необходимые материалы, инструменты:
- рожковые, накидные ключи;
- вороток, головки;
- динамометрический ключ для точности силы зажима;
- новый ремень приводных механизмов по мере необходимости;
- пластиковая лопатка для съема ремня;
- отвертки с набором бит, чтобы поменять щетки.
Пошаговая инструкция по замене:
- Глушим двигатель автомобиля.
- Открываем капот.
- Ослабляем крепление клемм, снимаем их с АКБ.
- Отпускаем болт – фиксатор кронштейна.
- Выводим генераторную установку вниз.
- Снять ремень приводных механизмов.
- Извлекаем ИП из моторного отсека для дальнейшего проведения профилактики.
- По завершении диагностических работ устанавливаем детали в обратной очередности.
После демонтажа ИП мастер проводит его очистку, первичный осмотр, определяет вероятные поломки. Комплектующие заменяют новыми, зачищают клеммы на роторе.
Деталь не подлежит установке, если в корпусе обнаружены трещины. Последующая эксплуатация технического средства небезопасна.
Целостность обмотки ротора проверяем мультиметром. Профилактике также подлежит диодный мост. Не забывайте проверить целостность предохранителя, замените новым по мере необходимости, соблюдайте ампераж.
При условии соблюдения рекомендаций специалистов последующая профилактика источника питания через 30 – 40 тыс. км.
Чтобы продлить срок эксплуатации электрического оборудования соблюдайте график проведения технических осмотров. Приобретайте детали с оригинальными каталожными артикулами, полный перечень серийных номеров указан в табличных данных.
Обращайтесь за помощью к специалистам СТО при возникновении сложностей с ремонтом, обслуживанием электрических установок.
- Свежие записи
- Как я ремонтировала свой автомобиль
- Автомобильные зеркала
- Ностальгия по «бугатти»
- Тест драйв. OPEL MOKKA – лучший полноприводный кроссовер в своем классе
- McFarlan — от рассвета до заката