Генератор ваз 2101 ремонт своими руками

Самостоятельная диагностика неисправностей и ремонт генератора ВАЗ 2101

Схема подключения проводов генератора ВАЗ 2101

Что бы правильно подключить генератор нам нужно знать схему подключения проводов. Давайте рассмотрим подробнее. Подключается генератор по однопроводной схеме, поэтому вы легко это сделаете своими руками.

СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ВАЗ 2101

Расшифровка схемы генератора:

  1. АКБ
  2. Обмотка возбуждения
  3. Корпус генератора
  4. Обмотки ротора
  5. Выпрямительный мост (диодный мост)
  6. Регулятор напряжения
  7. Резистор для снижения напряжения
  8. Второй резистор для снижения напряжения
  9. Обмотка регулятора рабочая
  10. Замок включения зажигания
  11. Блок предохранителей
  12. Лампа контроля зарядки АКБ
  13. Реле зарядки

Обозначение разноцветных проводов:

  1. ЖЕЛТЫЙ — провод, который идет на контрольную лампу на приборной панели;
  2. СЕРЫЙ ТОЛСТЫЙ — провод, который идет на щетки от реле регулятора;
  3. СЕРЫЙ ТОНКИЙ — провод, который подключается к реле;
  4. ОРАНЖЕВЫЙ — провод, который служит как дополнительный и зачастую соединяется с серым тонким.

Ремень генератора ВАЗ 2101

Довольно часто на генераторе рвется или деформируется (тянется) ремень, поэтому очень важно знать, как можно заменить его самостоятельно в любой, даже экстренной ситуации.

Замена ремня генератора ВАЗ 2101

Процедура замена ремня практически такая же как и при замене самого генератора. Но при этом сам генератор снимать не нужно.

Порядок замены ремня:

  1. Первым делом нужно снять аккумулятор, после чего немного открутить гайку, с помощью которой генератор крепится к регулировочной планке, но нужно лишь ослабить ее, а не откручивать!
  2. Далее двигаем генератор до упора к двигателю, снимаем старый ремень и приступаем к надеванию нового.
  3. Сначала надеваем его на коленвал и шкив генератора, затем немного накидываем на шкив помпы, продвигаем его до полного одевания.
  4. Теперь нужно затянуть его, опуская генератор в противоположную сторону от двигателя. При нужном натяжении прогиб не должен превышать 10 мм.
  5. Затягиваем гайку.
  6. Ставим аккумулятор.

Размер ремня генератора ВАЗ 2101

На классику есть ремни двух типов (ширина*толщина*длина):

Меняем ремень на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Снятие

Необходимо иметь доступ к верхней и нижней частям автомобиля. Если внизу у вас установлена защита картера, то соответственно её придётся снять, подробности читайте в статье: «Замена защиты картера на ВАЗ».

Примечание! Снятие аккумуляторной батареи облегчит доступ к ремню. Процесс описан в статье: «Замена АКБ на автомобилях».

Оцените внешний вид ремня. В случае неплохого состояния проверьте натяжение, подтяните его при необходимости. Проверить легко: прожмите ремень пальцами руки с усилием в 10 кг в любом месте. Либо в месте «А» расстояние, на которое должен прогнуться ремень составит 10-15 мм, или в месте «В» 12-17 мм (смотрите картинку).

Примечание! Удобнее прожимать и проверять прогиб в точке «А». Любое отклонение от нормы требует подтяжки ремня. Помните, не снимайте со шкивов ремень, если вы не собираетесь производить замену!

Переместитесь в нижнюю автомобильную часть и на один оборот отверните нижнюю гайку генератора (см. маленькое фото), вылезайте из-под автомобиля и переходите к подкапотному пространству. На один или два оборота ослабьте гайку верхнего крепления генератора (красной стрелкой на фото), вам поможет удлинитель с карданным шарниром и накидная головка (инструменты указаны синей стрелкой). Ослабляйте через планку установки аккумуляторной батареи.

Читайте также: Ремень генератора установка каменс

Примечание! Верхняя гайка, крепящая генератор к планке у всех по-разному закручена, поэтому как почувствуете, что гайка идёт легко (смотрите полностью её не выверните), то сразу прекращайте откручивать!

Переходим непосредственно к смене ремня. Руками переместите генератор к двигателю и снимите ремень. Если нужно просто отрегулировать, тогда вставьте между двигателем и между самим генератором монтажную лопатку (смотрите фото ниже), и, используя лопатку как рычаг, сместите генератор от двигателя. Удерживая лопаткой в таком положении, затяните верхнюю гайку крепления генератора к планке и нижнюю тоже. Отпустите лопатку и выньте её, проверьте натяжение ремня и по необходимости проделайте операцию повторно (в том случае, если натяжение не укладывается в норму).

Примечание! Отвернув обе гайки, снимайте сперва ремень с верхнего шкива, а только потом со стальных. Самый верхний – шкив помпы охлаждения. На инжекторных автомобилях в добавок снимайте датчик положения коленчатого вала, иначе он не позволит снять ремень, а датчик вала вы сломаете. Подробности читайте в статье: «Замена датчика положения коленвала».

Установка

В начале устанавливаться ремень на шкив коленвала. На изображении выше смотрите шкив указан цифрой 3, шкив генератора цифрой 2 и шкив помпы цифра 1. До конца сдвиньте генератор к двигателю, если он сдвинут, но ремень всё равно не устанавливается, тогда аккуратно прокрутите рукой шкив насоса (верхний), или в крайнем случае попросите помощника, чтобы он воспользовавшись кривым стартером немного прокрутил шкив, а вы в это время наденьте ремень на верхний шкив помпы.

Щетки генератора ВАЗ 2101. Замена

Замена щеток генератора является простой, и справиться с ней может каждый. Для того чтобы произвести замену вам понадобится лишь один инструмент — крестовая отвертка:

    Нужно с ее помощью открутить один болтик крепления щеток к генератору.

Откручиваем болт крепления щеток генератора ВАЗ

Затем вынуть их из посадочного места.

Щетки генератора ВАЗ

Подшипники генератора ВАЗ 2101. Замена

Иногда сам генератор ВАЗ вполне в работоспособном состоянии и выполняет свою прямую функцию — обеспечение авто электропитанием и зарядку аккумулятора. И когда выходят из строя подшипники, не обязательно покупать новый генератор. Можно просто заменить подшипники.

Порядок замены подшипников генератора:

  1. Чтобы добраться до подшипника, как и в прошлый раз, нужно отсоединить щеткодержатель, после чего, выкрутить гайку крепления шкива генератора.

Откручиваем гайку крепления шкива генератора ВАЗ

С помощью съемника вы должны спрессовать шкив с вала ротора, затем вынуть шпонку шкива и снять заднюю крышку вместе со статором.

Читайте также: Генератор для ваз 2107 2008 года

Разбираем статор и ротор

Жигули (ВАЗ-2101). Возможные неисправности генератора, их причины и методы устранения

Главная Автомобили — ВАЗ ВАЗ-2101 (Жигули) 1970-1985 г. в. — руководство по техническому обслуживанию и ремонту
поиск по сайту

Жигули (ВАЗ-2101). Возможные неисправности генератора, их причины и методы устранения

Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками: разборка, чистка, замена деталей

В данной статье подробно описан процесс ремонта генератора ВАЗ 2101 своими руками — разборка, чистка, замена нерабочих деталей, сборка и установка. Ремонт генератора будет произведен на модели 37.3701 (она практически идентична модели — Г222).

Чтобы перебрать генератор ВАЗ 2101 вам потребуются следующие запчасти:

  1. Подшипники Andycar;
  2. Конденсатор генератора;
  3. Диодный мост;
  4. Гайки на 8 (4 шт);
  5. Реле регулятор (если есть необходимость его заменить).

Свой реле регулятор я решил не менять, т. к. его состояние меня вполне устраивает.

Из инструментов вам потребуется:

  1. Универсальный съемник для снятия подшипника, как вариант можно использовать съемник тяг, однако предупреждаю, это очень неудобно;
  2. Также найдите хорошую щетку по металлу и «наждачку» на матерчатой основе;
  3. Молоток;
  4. WD-40;
  5. Стандартный набор ключей и отверток.

Вот так выглядел генератор ВАЗ 2101 до ремонта, запомните его таким, т. к. после переборки он изменится до неузнаваемости 🙂

1. Первым делом нужно очистить генератор от грязи, пыли, масла, короче говоря от всего что скопилось на нем за долгие годы эксплуатации.

2. Открутите гайку шкива, для этого положите генератор таким образом, чтобы его шкив уперся в пол, затем наденьте на гайку ключ на «19». Удерживая шкив ключом от проворачивая, нужно нанести по ключу несколько сильных и точных ударов молотком. Зажать шкив «намертво» рукой вряд ли получится, однако этого будет достаточно для «срыва» гайки и свободного откручивания.

3. При помощи ключа на «10» открутите четыре болта стяжных шпилек, которые собирают генератор в одно целое.

4. Возьмите зубило и выбейте шпонку (см. фото выше), для этого нужно установить генератор таким образом, чтобы вал был сверху. Установите на шпонку зубило и начинайте выбивать ее, ударяя по зубилу молотком. 5. После того как шпонка выбита снимите переднюю крышку генератора. В случае если пойдет туго, попробуйте выбивать на весу.

Читайте также: Схема авто генератор ремонт

Читайте также:

6. Теперь снимите реле регулятор с генератора.

7. Используя отверстие под реле, выбейте ротор, для этого можно взять выколотку. Во время выбивания постоянно вращайте ротор, чтобы не перекосило.

8. При помощи торцового на «8» открутите три крепежные гайки статора, а также диодного моста. Здесь внимание необходимо обратить на болты, в случае их проворачивания удерживайте их пассатижами с обратной стороны.

9. Пришло время снимать статор, прежде чем это сделать я обработал стыки жидкостью WD-40. Когда все чуток откисло снова вооружаемся молотком и принимаемся выбивать его. Во время выполнения будьте предельно внимательны и аккуратны, чтобы ничего не повредить. Когда статор снят, необходимо достать диодный мост. Открутите конденсатор и выпрессуйте задний подшипник ротора, используя универсальный съемник о котором говорилось в начале статьи.

10. Теперь открутите переднюю крышку и стягивающие пластины. Законтрогаенные болты, которые там установлены, могут быть повреждены, поэтому в начале я не зря упомянул о том, что необходимо купить четыре гайки на «8». Чтобы болты не проворачивались при откручивании зажмите их плоскогубцами с другой стороны.

11. Снимите пластины, затем через оправку нужно выпресовать подшипник.

Как видите генератор ВАЗ 2101 теперь разобран полностью, теперь все нужно почистить, отмыть, соскоблить и т. д. вдаваться в детали не буду, поскольку как это делать я думаю итак понятно. Вам потребуется щетка по металлу, наждачка и нож.

Обращаю ваше внимание на то, что с 1996 года место вывода контакта 61 изменилось.

Мой старый диодный мост «старого образца», отличия хорошо видны на фото, на старом контакт расположен на проводе, а на новом впаян в диодный мост.

Ремонт генератора ВАЗ 2101 сборка

Запрессуйте подшипники на место точно также, через оправку. Важный момент — запрессовывая задний подшипник на ротор нужно ставить оправку только на внутреннюю обойму подшипника, в то время как запрессовывая передний нужно делать наоборот — ставить на внешнюю. Если проигнорировать это правило можно повредить подшипник.

Возможно вам будет интересно:

Вся остальная сборка генератора производится в обратном порядке. Тем, у кого был установлен диодный мост старого типа придется повозиться с выводом 61, оно плохо проходит в отверстие то, что в задней крышке. Лично мне ничего больше не пришло в голову кроме как просто доработать отверстие при помощи напильника.

Совет : Рекомендую обработать шкуркой посадочную плоскость конденсатора, это улучшит контакт и сделает его более стабильным. Ротор опять-таки забивается при помощи молотка и легких ударов. По окончанию сборки не забудьте зубилом законтрить болты.

На этом ремонт генератора ВАЗ 2101 окончен, осталось установить его на автомобиль и проверить его в деле. Надеюсь мой детальный фотоотчет вам помог. Благодарю за внимание! Желающие дополнить статью могу воспользоваться формой для комментариев.

  • Свежие записи
    • Как я ремонтировала свой автомобиль
    • Автомобильные зеркала
    • Ностальгия по «бугатти»
    • Тест драйв. OPEL MOKKA – лучший полноприводный кроссовер в своем классе
    • McFarlan — от рассвета до заката


    источники:

    https://dmsht.ru/generator-vaz-2101-remont-svoimi-rukami