Прибегнуть к таким байкерским извращения меня заставила невозможность покупки фирменных тормозных колодок для механических дисковых тормозов Hayes MX-1, а затем и MX-2. В Красноярске таких колодок ни в одном магазине не оказалось, а заказывать в Москве через Женю Буркова – долго, а кататься хочется сейчас. Принцип «тормоза придумали трусы» меня тоже не устраивал. Не боги горшки обжигают – решил я, благо Женя одно время сам делал такие колодки, а потом и В. В. Черников.
Итак, после n-тысячекилометрового пробега (n = 4-6) и, соответственно, торможения, колодки стачиваются до металла. Важно не пропустить момент их стачивания до стальных бугорков. Это видно на следующей фотографии (блестящее пятнышко внизу):
Теперь нужно снять оставшийся слой тормозного вещества. Это можно сделать надфилем или скальпелем. Тщательно убираем слой за слоем легко крошащуюся массу до металла, чтобы получилось как на фото:
Нам потребуется новая тормозная накладка. Где её взять? В любом магазине автозапчастей. Экспериментальным путём мной было установлено, что наиболее приемлемыми характеристиками обладают тормозные накладки для автомобилей ГАЗ «Волга». На что нужно обратить внимание: не нужно покупать накладки на основе асбеста (определяется по белым волокнам), во-первых, это вредно для здоровья (асбест – канцероген), а, во-вторых, они слишком легко стачиваются – дырки в роторе тормозов просто выкрашивают волокна, разрушая колодку. Не стоит увлекаться и колодками для большегрузных машин – их легко определить по вкраплениям жёлтого металла (бронза или латунь). Эти накладки очень тяжело пилить, вдобавок, частицы металла слишком крупные, из-за чего колодки получаются как бы скользкими – заблокировать тормоз весьма и весьма проблематично. Тормозная накладка для «Волги» пилится очень хорошо, а выглядит она так:
Ножовкой по металлу выпиливаем прямоугольник нужного размера. Должно получиться так:
С одной стороны накладки нужно сделать четыре углубления, чтобы накладка цеплялась за выступающие бугорки колодки. Углубления можно аккуратно сделать сверлом подходящего диаметра. Должно получиться вот так:
Теперь возникает вопрос: а каким, собственно говоря, клеем можно приклеить полимерную накладку на металлическую колодку? Ответ прост – существует специальный клей для этого ВС-10Т, но найти его в продаже я не сумел, поэтому после нескольких экспериментов с разными клеями нашёл то, что нужно – двухкомпонентный эпоксикаучуковый клей от фирмы «Анлес» «Эпокси-эксклюзив» или «Жидкий металл». Характеристики клея замечательные – прочность клеевого соединения – 300 кгс/см2, термостойкость – 120С. Это, конечно, не 300С, как обещано в ВС-10Т, но всё же не так плохо, как показали дальнейшие эксперименты. Упаковка клея выглядит так:
Как в инструкции, тщательно смешиваем три капли из большого шприца и одну каплю из маленького шприца (отвердитель) в пробке из-под бутылки. Тем временем тщательно обезжириваем поверхность колодки и накладки ацетоном, после чего наносим на обе поверхности полученный клей. Совмещаем углубления с выпуклостями на колодке и прижимаем всё это безобразие тисками. Время жизни клея – 90 минут, после чего он становится твёрдым как камень. Окончательное отверждение клея происходит после 24 часов, но для упрочнения клеевого шва полученный сэндвич можно нагреть до 60-70 градусов в течение 5 часов. В этом случае прочность клеевого соединения ещё более увеличивается. За неимением времени и специальной муфельной печи, я воспользовался бытовой электроплитой, на конфорку которой был положен и оставлен на ночь этот бутерброд. Конфорку следует включить на 1. Наутро запечённый сэндвич готов – остатки клея, выступившие между накладкой и колодкой, царапаются с превеликим трудом.
Читайте также: Распиновка проводов блока предохранителей меган 2
Осталось совсем немного: подобрать нужную толщину накладки. Для этого воспользуемся крупнозернистой наждачной бумагой, по которой будем елозить колодкой, имитируя работу тормоза. Тормозное вещество, как это ни странно, весьма охотно стачивается наждачкой, так что через 10 минут его толщина уменьшается наполовину и теперь колодка может пролезть в прорезь дисковой машинки. Также стачиваем острые края накладки и новая тормозная колодка готова:
Как уже упоминалось, состав клея и тормозного вещества подбирался тщательно, так что эксперименты и испытания в боевых условиях показали, что тормоза работают, как и прежде. Одна из пары таких колодок уже прошла более полутора тысяч километров, причём предпосылок для её отклеивания не заметно. Эти колодки работали на крутых даунхиллах, когда диски разогревались до тёмно-красного каления (600С). Очевидно, материал накладок обладает очень низкой теплопроводностью, так что клеевой шов выдержал такое испытание. Тем не менее, хочется сделать предупреждение – использование самодельных тормозных колодок связано с риском для жизни. Так, например, мне в своё время пришлось сойти с дистанции на соревнованиях по кросс-кантри, когда самодельная Женей Бурковым накладка при торможении попросту отвалилась Правда, Женя использовал суперклей, который продаётся в тюбиках по 2 гр. Это полиакриловый быстросхватывающийся клей, но его термостойкость оставляет желать лучшего.
Самодельные колодки для ободных тормозов Magura
Dontos
Комментарии
evilnhn
Автор молодец! Люблю, когда люди делают че нить сами, а не бегут покупать все в магазин. Жаль, что ободная гидравлика довольно редка штука.
Dontos
Я не химик,предполагаемые неудачи в том, что я пробовал, предвидены.Суть состояла в том, чтоб сделать колодки из материала, который у меня есть, без затраты средств.Когда у меня что-то отвалится, я отпишусь.Важно то, что всё нужно пробовать, а не сидеть и размышлять о высших материях.Когда желание есть — есть тысячи возможностей, когда желания нет — есть тысячи причин.
Неужели мои предостережения не дошли до цели?
На таких колодках можно запросто убиться. В любой момент клеевой слой развалиться и прощай торможение! Хочется это ощутить на спуске с немалой скоростью?
Много таких экспериментаторов погибло и продолжают погибать. Буквально сегодня в новостях рассказывали о «кулибине», мастерившим дома самодельные петарды, как итог: гарантированная слепота и ампутация двух рук.
Претендуете на получение премии Дарвина? Дерзайте.
anatoly-alex
Вообще то далеко не всё стоит пробовать
А уж экономить на тормозных колодках. Да и времени, которое — деньги, как мне кажется, было потрачено больше, чем ушло бы на заказ фирменных, да с запасом.
И еще — уж если делать колодки самому, то материалом брать — тормозные колодки (резинки) по алюминию, из неплохих, а самому лепить деталь несменную — переходник на тормоз для доступного картриджа со сменными резинками.
Dontos
Заводское купить не составляет проблем.Я предпочитаю сделать руками.Кто-то предпочитает жить и делать всё по правилам, я — вносить какие — либо изменения и модификации, и достигать своих целей.Спорьте, пишите, обсуждайте, приводите примеры.Легче всего забраковать и закритиковать, чем сделать самому.
Сколько людей — столько мнений.А своё ношу с собой и никому не навязываю.
Читайте также: Звуковой датчик износа колодок как работает
anatoly-alex
Сделать самому лучше — обоими руками за.
Сделать самому не хуже, но существенно дешевле — тоже хорошо.
Сделать самому пусть не лучше, пусть ненамного хуже, но когда выбор меж сделал сам, или ничего, пешком ходи, тоже хорошо.
Сделать сам, чего еще никто не делал — просто великолепно.
Но тратить свое время на ухудшенную копию того, что легко купить — не понимаю. Зачем?
И вариант — сначала сделал, потом подумал мне тоже не нравится. Не каменный же век вокруг. Как то уже нормальнее наоборот — подумал, нашел наилучшие материалы, посчитал — и только тогда — изготовление и доводка.
И — тормоза должны быть максимально надежны. И дело даже не столько в собственной безопасности, но ведь можно и другого задавить.
Dontos
Присоединяюсь к выше написанному.Может есть идеи как дополнительно закрепить полиуретан к колодкам? Может винтами через патай?На сколько этот крепеж будет эфективен?Мне кажется их можно сорвать с дополнительных винтов, если к примеру полиуретан прикрепить без слоя клея.Я попробовал ножом рассоединить склеянное чудо, в начале получилось немного оторвать, дальше держит мертво.
fido42
У меня друг изготовил колодки из ферродо от сцепления для тормозов Avid BB5. На въезде в Днепропетровск эти колодки отвалились, и пришлось более 4 часов потратить на поиск нормальных колодок для ББ5. (Город Днепропетровск посмотреть из-за этого не смогли, ОЧЕНЬ ЖАЛЬ)
Dontos
Я пробовал для дисковых тормозов композит прилепить на холодную сварку — отлетело.Потом сделал так: слева заводская , справа выпиленная. Ставлю периодически дисковый тормоз на переднее колесо.
fido42
Друг в самодельных колодках ферродо приклеивал на эпоксидку. Вообще, в природе есть специальный клей для дисковых колодок (Клей ВС-10Т (теплостойкий) по ГОСТ 22345-77 изм.3). Но для отвердения нужна термопечь, с возможность регулировки температуры.
http://www.skleeno.ru/kley/kleyvs10t
http://www.klei-germetik.com.ua/index.p . lei-vs-10t
fido42
На вялоймании видел тему о изготовлении самодельных тормозных дисков из пищевой нержавейки. Чем закончился этот эксперимент, не знаю.
full-load
«какого-то прочного пластмасса цилиндр» — имя ему капролон. Хороший материал. Но клеить накладки без выступов — не хорошо. Нужны выступы как в Lego. И если капролон не клеится даже эпоксидкой, то можно взять текстолит или металл например
Dontos
Ребята, не спорьте — этот цилиндр — капролон,я использую эти цилиндры для изготовления ручек стамесок, вплавляя в них заднюю зубчатую часть металла.Раньше брал ПП, но ПП уже не продают там где обычно брал.Цена -150 гривен килограмм (капролона),ПП был дешевле.
Dontos
Взявшись одними плоскогубцами за пуль, другими за колодку и с лёгким хрустом рассоединил склеенное чудо. Пришло время чесать репу.
fido42
Колодки для ободной магуры стоят 10.88 Евро (за 4 шт):
http://www.bike-discount.de/shop/k494/a . ml?mfid=49
IMHO, лучше приобрести про запас пару комплектов. К тому-же материал колодок должен сохранять тормозные свойства во время дождя, отрицательных температур и нагрева. В процессе торможения должен происходить износ колодок, а не тормозной поверхности обода. Зачем экспериментировать на своей безопасности и жизни?
Читайте также: Отличие тормозных колодок для велосипеда
Dontos
Повторю статейку после достижения 100% успеха.
илья2020
Работа проведена конечно кропотливая, но в чем сама суть? Почему нельзя было взять основу старой колодки, очистить ее от остатков резинки и приклеять накладку от картриджных колодок? Или приклеять свой полиуритан? Или целью было сделать саму колодку длинней?
Сам пользуюсь Магурой Н11 так усилия более чем хватает, стираються уже больше 10 к км и это даже не половина износа при эксплуатации круглый год.
А прочитав статью задумался над трехкомпонентными накладками от ви на старую основу колодки, только в связи с особенностями настройки маги врядли это даст эфект.
Dontos
Лепил пуль на стпрые колодки на суперклей 505 какой-то за 7 грн. тюбик- держит мертво, как не пробовал ототдрать. Читал статейки про склейку суперклеем. Писали что у них отлетала лепнина, думаю ребята которые стачивали колодки и клеили пуль использовали какой-то другой суперклей.Я много разных клеев для склейки перепробовал, остановился на. 505-том суперклее.А суть сделанных колодок в том, что приобрел магурку б/у (комплект) с одной тормозной колодкой.Вчера вечером сделал еще две колодки более аккуратные,фото выложу немного поже.
Dontos
Время изготовления 2-х колодок готовых к эксплуатации у меня заняли 2 часа 30 минут.
Dontos
Kostyuich
Оч все понравилось-прочитал с удовольствием-автор молодец на усе сто процентов
Потому что когда теснят производителей своими руками-ето прекрасно и мене сразу радует
Хотел добавить своих впечатлений и опыта по поводу наклейки вибреечных колодок(ободной гидравликой никогда не пользовался):
В махровые 1995-2005 примерно оч плотно скитался по Крыму и назрела такая проблема-при затяжных спусках с баулом на зад колесе по грязи и всем с етим связанным оч быстро изнашивались колодки(бывало и до металла) и было решено их наклеить другим резиновым составом и главное более толстым слоем-для етого были использованы колодки (только резинки)от клещевых тормозов соетского производства(их тогда было много по туристическим магазинам).
В качестве основы вибирались длинные вибреечные колодки(на них по длине влазило по 2 колодки отечественных), родной тормозящий слой стирался на крупной наждачке до исчезновения разделительных канавок,колодки от клещ. тормозов тоже немного стачивались со стороны , прилегающей к металлической части-т.к. у них там паз и его надо было сточить до появления плоскости и склеивались супер клеем Слон(он тогда так назывался ) с помощью струбцин-потом немного обтачивались дла придания радиусной формы и вперед-служило оч долго и как ни странно тормозило отлично-у отечественных колодок был какой-то интересный резиновый компаунд работал с алюминиевым ободом отлично
При попытках разорвать склееные детали насильно — рвалось не по склееному слою а по резине рядом и никогда в воде при дожде и грязи не размокало.
По поводу материала на основу магуровских колодок я наверно бы использовал бы текстолит- к нему бы лучше приклеилось бы а то ети все капролоны и полипропилены они из разряда жирных пластиков к ним никакой клей не пристает
Dontos
Еслиб у меня был какой-то другой материал, то выточил бы их хоть из металла, но к сожалению у меня есть для моих рабочих целей только капролон. Кстати, канавки сделанные сверлом помогли. Разодрать не получилось.Буду надеяться никого не задавлю.
- Свежие записи
- Опасность дремоты за рулем
- ОСАГО. Полезная информация для новичков
- Для чего нужна компьютерная диагностика авто?
- Выбор аудиосистемы для автомобиля
- Транспортное средство с высокой проходимостью