Если в тормозных колодках вода

Вода в тормозной жидкости — причины появления, диагностика

Качественная тормозная жидкость обеспечивает безопасность автомобилисту и его пассажирам. Ошибочно полагать, что она не нуждается в контроле и обслуживании. На самом деле следует периодически проверять тормозную жидкость на наличие воды. Рассмотрим, в чем заключается опасность смешивания воды и тормозухи, а также — как вода появляется в системе.

В процессе работы тормозная жидкость нагревается и расширяется. В результате в системе появляется лишнее давление

Тормозная жидкость имеет целый список уникальных свойств. Главное – она не закипает при высокой температуре. Тормозной узел в транспортном средстве находится под постоянной нагрузкой, а в некоторых случаях может испытывать откровенную перегрузку. В таком режиме эксплуатации жидкость в системе обильно нагревается. Однако, температура её кипения составляет 260°, поэтому даже при постоянной езде на треке в экстремальном режиме она продолжает работать эффективно. При этом её свойства утрачиваются заметно медленнее, чем у тормозных колодок. Ещё одно важное свойство – отсутствие сжимания. Данная жидкость обязана как можно точнее передавать усилия от педали к тормозным колодкам. Оба вышеперечисленных свойства способны поменяться в худшую сторону, если в тормозной системе появляется вода. К слову, попадает она туда гарантированно – это лишь вопрос времени.

Как уже было сказано выше, в процессе работы тормозная жидкость нагревается и расширяется. В результате в системе появляется лишнее давление, которое должно уходить через клапан расширительного бачка. В зимнее время может происходить обратный процесс – жидкость остывает, а в системе появляется отрицательное давление. Чтобы его компенсировать, предусмотрен тот же клапан, который работает и на впуск. В результате, вместе с определённым количеством воздуха в систему попадает вода. Тормозная жидкость является гигроскопичной, поэтому со временем внутри может образоваться все больше и больше влаги.

Тормозуха в разбавленном водой виде моментально утрачивает свои свойства. Температура закипания в некоторых случаях сокращается в два раза. Если при эксплуатации довести узел до кипения, влага начнёт собираться в более крупные пузыри, из-за чего тормозная жидкость будет сжиматься. И это приведёт к погрешности в работе всего узла – тормоза перестанут быть острыми и точными, а замедление заметно ухудшится. В конечном итоге автомобиль может просто не останавливаться при нажатии на педаль тормоза.

Если в наличии нет такого тестера, для определения количества воды можно использовать обычный мультиметр

Есть способы, которые позволяют определить количество воды в системе. Сделать это можно при помощи специального тестера. Если показатель составляет 3,5 процента влажности, это говорит о том, что температура закипания тормозной жидкости сократилась в два раза. А значит и тормоза транспортного средства работают неправильно. Если в наличии нет такого тестера, для определения количества воды можно использовать обычный мультиметр. На приборе следует выставить положение 20 В. После этого красным плюсовым щупом коснуться плюсовой клеммы АКБ, а минусовой окунуть в бачок тормозухи. Показания мультиметра в таком случае не могут превышать 3 вольт. Автомобилистам необходимо следить за состоянием тормозной системы транспортного средства, так как это напрямую влияет на безопасность во время движения.

Итог. В тормозную жидкость автомобиля рано или поздно начинает проникать влага, которая негативно воздействует на свойства данного технического состава. У автомобилистов есть несколько способов определить содержание влаги внутри системы.

Сушка тормозов после мойки или лужи

С наступлением холодов возникает проблема намокания тормозов, из-за чего увеличивается тормозной путь автомобиля. Огромное количество луж из осадков, талой воды или прорвавшей канализации непосредственно влияют на качество торможения, особенно если ТС оснащено барабанными тормозами. Гораздо больше проблем появляется позже, после стоянки авто на морозе. Тогда замёрзшие тормоза попросту не дадут сдвинуться с места. О том, почему это происходит и как предотвратить такую неприятность, и пойдёт речь далее.

Причины замерзания тормозов

Специалисты настоятельно рекомендуют просушить тормоза зимой после мойки автомобиля, ведь если этого не сделать, машина начнёт хуже тормозить. В таком случае водителю приходится сильнее жать на тормоз, чтобы снизить скорость. Иногда торможение на мокрых тормозах способно даже привести к непоправимым последствиям.

Но не только по этой причине советуют просушить тормоза после лужи или мойки. Дело в том, что зимой, при низких температурах, тормозные барабаны, покрытые слоем воды, могут попросту примёрзнуть к колодкам во время стоянки. Соответственно, авто не сможет сдвинуться с места и даже попытки прокрутить колеса с помощью движка не приведут к положительному результату.

Что происходит при намокании колодок и дисков

Чтобы разобраться с тем, что происходит на намокании колодок и дисков, необходимо учитывать их конструкцию. Барабанные тормоза состоят из закрытого тормозного барабана, в котором находится суппорт и две колодки, разжимающиеся в стороны и зажимающие колесо. Когда машина попадает в воду, колодки размокают, несколько увеличиваются в объёме, а качество их прижатия к металлу ухудшается. Соответственно, падает и эффективность тормозов.

Читайте также: Хонда пилот 2008 схема предохранителей

Если в автомобиле дисковые тормоза, риск ухудшения торможения меньше в несколько раз, поскольку диск вентилируется. Но если автомобиль эксплуатируется при экстремально низких температурах (от -15 и ниже), в таком случае также лучше лишний раз дать тормозам просохнуть.

Как правильно просушить тормозную систему

Из всего вышесказанного исходит соответствующий вопрос: как правильно просушить тормоза после попадания воды? Сделать это можно во время движения автомобиля.

Чтобы высушить тормоза, предлагаем воспользоваться следующими рекомендациями специалистов:

  1. Вам нужно выехать на трассу со скоростным движением и перестроиться на правую полосу.
  2. Выберите участок сухой дороги и убедитесь, что сзади нет других транспортных средств во избежание аварии.
  3. Доведите скорость автомобиля до 90 км/ч.
  4. Затем снизьте скорость до 50 км/ч резким нажатием на педаль тормоза.
  5. Повторите эту процедуру около трёх раз.

Таким образом можно просушить тормоза зимой не только после мойки, но и если пришлось прокатиться по луже.

Как не нужно поступать

Специалисты утверждают, что если так случилось, что водитель забыл просушить тормоза и поставил авто на стоянку, а затем обнаружил обледенение колодок, точно не стоит пытаться сдвинуться с места рывком движка. Так можно повредить детали и вместо поездки сразу же уехать на эвакуаторе на СТО.

Если всё же произошла подобная неприятность, можно попытаться разморозить колодки. Сделать это можно с помощью чайника с горячей водой, просто аккуратно полив на них до отморожения. Но есть небольшой нюанс – если на улице -30, то этот метод окажется не действенным и колодки только больше обледенеют, ведь горячая вода замерзает на морозе быстрее (учёные так и не выяснили почему). Но и на этот случай есть решение: просто использовать «незамерзайку» или любую другую жидкость, содержащую спирт. Эффект будет тот же.

Будьте аккуратны и всегда сушите тормоза после мойки или попадания в лужу. Ну а если у вас остались вопросы по материалу или у вас есть собственный действенный способ сушки тормозов, то пишите об этом в комментариях.

Зима близко: что делать, если тормозные колодки примерзли

Как зиму не жди, а подготовиться заранее не получается. Проблемы примерзания тормозных колодок знакомы многим хозяевам авто. Двигатель работает исправно, а машина стоит. И дело явно не в аккумуляторе.

Что случилось

Если говорить о причинах примерзания тормозных колодок к диску или барабану, то разногласий нет – виновата вода. Ее источником может быть:

  • автомойка (машина не успела просохнуть перед поездкой);
  • лужа (в межсезонье они не редкость на дорогах);
  • конденсат (в пути тормозная система нагревается, и от попавшего на нее снега образуются талые капельки).

Влага скапливается внутри колеса и замерзает, если машина долго не двигается. Этому способствует использование ручника, уменьшающее внутренний зазор в тормозной системе.

  • не двигается с места и глохнет при первой попытке поехать;
  • заметно просела сзади, и чувствуется лишняя нагрузка на двигатель;
  • уходит в сторону, а руль сложнее удержать.

Если беспокоит что-то из вышеперечисленного, значит, замерзла тормозная система.

Это часто путают с неисправностью. Вызывать эвакуатор и ехать на ближайшую станцию технического обслуживания нужно, если:

  • лампочка тормозов загорелась и не гаснет;
  • автомобиль двигается тяжело, как будто его кто-то удерживает;
  • слышится скрежет металла и звук трения.

Разобраться в этом вопросе сможет только механик.

А вот бороться с примерзанием тормозных колодок можно самостоятельно.

Колодки примерзли к дисковым тормозам

Если система торможения дисковая, спасут подручные средства:

  • Незамерзайка. В зимний период ее наличие в автомобиле сомнению не подлежит. Для разблокировки колеса нужно налить немного жидкости через дисковые отверстия. Наледь быстро растает, и можно ехать. При движении следует несколько раз нажать на тормоза, чтобы убрать из системы пленку от незамерзайки.
  • Водно-солевой раствор. Соль обычно лежит в машине, если ее хозяин – рыбак (помогает протапливать лунки). Или можно купить в ближайшем магазине вместе с водой. Нужна насыщенная смесь. Действия аналогичны предыдущему пункту.
  • Пластиковая бутылка. Наполнить ее снегом и нагреть в салоне струей воздуха. Теплую воду вылить на колодки. Она растопит лед.

После оттаивания колодок надо без промедлений начинать движение, иначе они снова замерзнут.

Что делать если примерзли передние и задние тормозные колодки

Зимний период приносит множество неприятных ситуаций для автомобилистов и одна из них – блокировка тормозных механизмов вследствие примерзания задних или передних колодок к дискам или барабанам, а также прихватывания привода стояночного тормоза (ручника).

Признаки примерзания

Проблема эта очень распространена и характерна только для зимнего периода. Проявляется она по-разному, в зависимости от того, какие тормозные механизмы примерзли, а также от типа привода:

  • Автомобиль не может сдвинуться с места, и при попытках тронуться двигатель глохнет. Это указывает на примерзание колодок ведущей оси;
  • Авто сдвигается с места, но чувствуется повышенная нагрузка на двигатель, при этом зад машины сильно проседает в момент начала движения. Такие симптомы сигнализируют о примерзании механизмов колес ведомой оси;
  • После начала движения авто «тянет» в сторону, возрастает нагрузка на руле – это указывает на прихватывание колодок одного из колес.

Читайте также: Блок предохранителей хонда сабер ua4 перевод

Отметим, что не только замерзание тормозов ведущей оси – причина полного обездвиживания авто. Иногда машина не может сдвинуться с места из-за примерзания самих колес ведущей оси к поверхности, что стоит учитывать при поиске проблемы.

Что касается условия, когда транспортное средство все же движется, но затруднительно (ощущение, будто автомобиль кто-то держит за зад), удостовериться в проблеме примерзания позволяет осмотр следов, оставленных после проезда небольшого участка.

Если какие-то колеса перед собой собирают валун из снега (если он есть), а за ними четко просматриваются следы скольжения по поверхности – тормозные механизмы этих колес примерзли.

Причины появления проблемы

Причина примерзания тормозных колодок – смена агрегатного состояния воды при воздействии на нее низких температур. Если просто – на морозе вода превращается в лед, а если она скопилась между колодками и диском (барабаном), то при замерзании происходит блокирование механизма.

Причин же попадания воды в механизмы – достаточно:

  • Мойка авто зимой без последующей просушки тормозов;
  • Сильные суточные температурные перепады;
  • Конденсация влаги на разогретых поверхностях (а во время торможения элементы тормозного механизма сильно нагреваются);
  • Заезды в лужу или поездки по рыхлому мокрому снегу.

Сама вода, попавшая между элементами тормозного механизма, никаких неприятностей не несет, но в сочетании с морозом, она становиться достаточно серьезным «блокиратором» колес, с которым легко справиться удается не всегда.

Чтобы решить проблему с прихватившими механизмами, нужно знать, где искать ее. Лед, который блокирует тормоза, образуется только в двух местах – в зазорах между колодками и диском (барабаном), а также в «рубашке» приводного троса стояночного тормоза.

Поэтому перед началом зимнего сезона рекомендуется проверить и отрегулировать зазоры в колодках, обработать трос смазочными материалами. Такие действиях хоть немного, но снизят вероятность примерзания колодок и ручника.

Как не нужно поступать

У многих автовладельцев при сталкивании с такой ситуацией возникает одно решение – «сорвать» колодки, используя мощность двигателя. То есть, водитель жмет на газ в надежде, что мотор и сопротивление, которое встречает заблокированное колесо, позволят разрушить лед.

Но метод «срыва» с использованием мощности мотора лучше вовсе не использовать. Вероятность, что удастся решить проблему – очень мала, зато можно нанести вред узлам автомобиля, причем немалый.

Негативные факторами «силового» способа растормозить прихваченные тормоза, являются:

  • Вероятность срыва фрикционных накладок, что в дальнейшем станет причиной заклинивания колеса;
  • Возможность повреждения крепления самих колодок (случается в барабанных механизмах);
  • Очень серьезные нагрузки на элементы трансмиссии (особенно привода колес и сцепление), что может привести к их поломке.

В общем, такой метод решения проблемы далеко не из лучших, и последствия от него могут быть очень серьезными.

Способы решения проблемы

Но существует множество других эффективных способов решить проблему примерзших тормозных колодок.

Срываем двигателем правильно

Силовой установкой все же можно попробовать разблокировать колеса, но для этого всю мощность мотора использовать не стоит. Достаточно просто попытаться начать движение (как в обычном режиме).

Если с первого раза не удастся растормозить колеса, можно немного повысить обороты силового агрегата и еще раз попытаться двигаться. В случае неудачи, попытки «сорвать» тормоза следует прекратить и использовать другие методы.

Теплая вода в помощь

От воздействия высоких температур лед тает, что и позволяет решить проблему. Достаточно полить горячей водой тормозные механизмы и предпринять попытку начать движение. Сигналом оттаивания колодок будет служить отчетливый щелчок, указывающий на то, что лед растрескался.

Но даже если щелчка не было, стоит попробовать ехать. Горячая вода если и не смогла полностью растопить лед, то она его обязательно подтопит и уменьшит площадь соприкосновения с поверхностями механизма, что позволит разблокировать колеса мотором.

Если удалось «сорвать» лед, следует сразу же проехать несколько километров, чтобы «просушить» тормоза.

Но у этого метода есть несколько недостатков:

  • не всегда удается найти горячую воду, особенно если колодки примерзли вдали от жилых помещений.
  • действие горячей воды — краткосрочное, поэтому действовать нужно быстро;
  • Вероятность усугубить ситуацию (все-таки еще добавляем воды), поэтому не рекомендуется пользоваться этим методом при сильных морозах (ниже -10 град.).

Греем феном

Если колодки «прихватило» в гараже или на стоянке, где можно «дотянуться» до розетки, для отогрева тормозов вполне подойдет строительный фен. Горячий воздух, подаваемый к механизмам не только быстро растопит лед, а и удалит лишнюю влагу, поэтому «срывать» колодки уже не потребуется.

К недостаткам этого способа относится тот факт, что использовать его удается не всегда.

Читайте также: Что сделать чтобы колодки не скрипели при торможении

Выхлопные газы – альтернатива фену

Из выхлопной трубы выходят достаточно хорошо разогретые газы, которые вполне подойдут для решения проблемы с примерзшими колодками.

Чтобы этот метод использовать, достаточно иметь под рукой отрезок резиновой трубки, соответствующий по диаметру (внешнему или внутреннему) выхлопной трубы, и достаточно длины, чтобы «дотянуться» до заблокированных тормозных механизмов.

С помощью этой трубки подводим выхлопные газы к механизмам и выжидаем, когда тормоза оттают.

Недостаток метода – придется немного расходовать топлива, чтобы отогреть механизмы.

Специализированные автомобильные жидкости

Незамерзающие жидкости для омыва стекол, размораживатели замков, антифриз – все они в своем составе имеют вещества с низкой температурой замерзания, и попадая на лед они приводят к его таянью, что можно использовать для растормаживания колес. Только используйте средства без содержания в них силикона.

Этими жидкостями просто поливаем колодки и выжидаем, когда они подействуют. Растопить полностью лед эти жидкости не всегда могут, но послабить его «хватку» — запросто, что будет достаточно, чтобы «сорвать» тормоза двигателем.

Крушим лед

Лед имеет плотную структуру, которая от воздействия вибраций разрушается. А создать эти вибрации позволяет удары по элементам тормозного механизма, причем даже не сильные.

Используя молоток и наставку, наносим несколько ударов по тормозному барабану (суппорту – в дисковых тормозах), и лед растрескается. После этого остается вывести ледяные осколки, немного проехавшись.

Но отметим, что при разрушении льда на дисковых механизмах, не стоит наносить удары по самому диску, а только по суппорту, поскольку даже незначительные ударные нагрузки могут повредить диск.

Необычные методы

К таким способам относится сильный солевой раствор. Большое количество соли в воде понижает температуру ее замерзания, делая из нее, по сути, аналог «незамерзайки». Таким раствором вполне можно «подтопить» лед, а затем разблокировать колеса мотором.

В борьбе с примерзшими колодками может помочь даже наш организм. Моча вполне заменит разогретую воду, но поможет это только при несильном «прихватывании» колодок. Этот метод — уж совсем крайний случай, когда другие использовать нет возможности.

Прихватил ручник

Отдельно стоит поговорить о ручнике. В случае с ним виной блокирования колес является обледенение троса привода, из-за чего вернуть колодки в исходное положение невозможно. Поэтому использовать ручной тормоз зимой не рекомендуется.

Но многие автолюбители часто на автоматизме его задействуют, а затем просто не могут снять машину со стояночного тормоза.

Признак замерзания ручника – появление большого «свободного хода» рычага. То есть, при снятии и постановке авто на ручник просто не ощущается нагрузка, создаваемая тормозными механизмами – рычаг очень легко поднимается и опускается.

Лед в «рубашку» привода стояночного тормоза обычно попадает на участках, где трос выходит из нее – возле колес.

Решить проблему с его замерзанием позволяет разрушение льда в «рубашке». Для этого видимые части привода нужно достаточно хорошо помять (рукой поизгибать его в разные стороны), чтобы лед растрескался и трос высвободился.

В последующем можно воспользоваться шприцом, чтобы залить в «рубашку» любую незамерзающую жидкость включая и WD 40.

Проверить же, помогла ли процедура, можно по рычагу. Если при поднятии его появилась нагрузка, значит, воздействия на привод разрушили лед и возвратная пружина смогла привести ручной тормоз в исходное положение.

Превентивные меры

Чтобы зимой не столкнуться с проблемой примерзших тормозных колодок, следует использовать ряд правил, которые помогут существенно снизить вероятность возникновения такой ситуации:

  • Подготовка авто. Как уже отмечалось, перед зимним сезоном следует проверить зазоры в тормозных механизмах и смазать трос ручника;
  • Не задействовать стояночный тормоз. Для обездвиживания авто зимой следует пользоваться коробкой передач, а не ручником. Авто с МКПП, у которого включена 1-я или задняя передачи, сдвинуть с места очень затруднительно, поэтому коробка отлично выполняет роль стояночного тормоза. Что касается машин с АКПП для этих целей в коробке есть режим «Р» (паркинг), который блокирует трансмиссию;
  • После мойки, проезда через лужу или участка с мокрым снегом, а также перед постановкой машины на стоянку обязательно следует «просушивать» тормоза. Для этого просто проезжаем небольшой участок, периодически слегка нажимая на тормозную педаль. При этом колодки будут соприкасаться с дисками (барабанами) и нагреваться, что позволит удалить влагу с их поверхностей. Но притормаживать нужно слегка, чтобы сильно не разогреть колодки, что может стать причиной конденсирования влаги на них, и как следствие – примерзания.

Все эти меры позволяет существенно снизить вероятность примерзания колодок. Но полностью на них надеяться не стоит, и следует зимой оснастить авто средствами для борьбы с проблемой – молоток с наставкой, спец. жидкости («незамерзайку», «размораживатель» замков), отрезок резиновой трубы.

С тщательной подготовкой автомобиля к зиме и соблюдением указанных правил примерзание тормозных колодок не застанет врасплох, а если проблема возникнет, решить ее будет несложно.

  • Свежие записи
    • Опасность дремоты за рулем
    • ОСАГО. Полезная информация для новичков
    • Для чего нужна компьютерная диагностика авто?
    • Выбор аудиосистемы для автомобиля
    • Транспортное средство с высокой проходимостью