Втягивающее реле стартера ваз 2108 устройство

Втягивающее реле стартера предназначено для управления его состояниями. Конкретно реле выполняет две функции – подвод обгонной муфты с шестерней к маховику двигателя автомобиля, и замыкание контакта двигателя стартера с аккумулятором.

Фото общего вида стартера автомобиля ВАЗ 2108. Цифрами помечены: 8 – вывод обмотки статора, 7 – контактные болты, 6 – втягивающее реле стартера, 5 – вал якоря, 4 – привод, 3 – крышка со стороны привода, 2 – корпус, 1 – крышка со стороны коллектора.

Само же реле контролируется положением ключа в замке зажигания, и может принимать лишь два состояния.

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2108 довольно незамысловато, и понять принцип его работы не трудно. Если упростить, то оно состоит из полой трубки (сердечника), двух обмоток, якоря, корпуса и трех контактных выводов на крышке корпуса. Реле на разных моделях стартеров для автомобилей ВАЗ практически не отличаются между собой. Даже сами стартеры часто взаимозаменяемы в различных моделях ВАЗ, только иногда имеют различное направление вращения (из-за расположения в моторном отсеке).

На задней части корпуса реле крепится крышка из текстолита. На ней размещены три контактных вывода. Один из них более тонкий, и служит для управления состоянием реле (подает или не подает ток на его обмотки). Два остальных вывода имеют усиленное исполнение, так как предназначены для передачи тока от аккумулятора к двигателю стартера. С обратной стороны текстолитовой крышки размещены так называемые «пятаки», которые замыкаются между собой металлической пластинкой. Эти контактные площадки имеют круглую или квадратную форму, и силовые контакты на крышке как раз и являются их выводами наружу.

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2108 может иметь разборную или неразборную конструкцию. В принципе оба подхода имеют право на жизнь, так как эта часть стартера стоит недорого, и её зачастую легче заменить целиком. Но при возможности разборки устранить появившуюся неполадку бывает очень легко, из-за простоты устройства.

Якорь реле свободно ходит в трубке (сердечнике). Он соединен с рычагом привода, который толкает обгонную муфту с шестерней вдоль вала стартера.

Схема устройства втягивающего реле стартера автомобиля ВАЗ 2108. Цифрами помечены: 1 — шток, 2,3 — втягивающие и удерживающие обмотки, 4 — втулка, 5 — каркас катушки, 6 — сердечник реле, 7,12 — пружины, 8 — контактный болт, 9 — крышка реле, 10 — контактный диск, 11 — корпус реле, 13 — якорь реле, 14 — винт.

Когда якорь втягивается внутрь реле, шестерня входит в зацепление с маховиком двигателя автомобиля. За втягивание реле отвечает первая обмотка, располагающаяся вокруг сердечника. Когда в нее подается ток, магнитное поле воздействует на якорь и тот приходит в движение. Когда же якорь занимается свое крайнее положение в трубке, он замыкает пластинкой «пятаки», и двигатель стартера начинает вращаться. Одновременно подключается вторая обмотка реле, которая сохраняет положение якоря и не дает ему вернуться.

С течением времени реле может засориться, и якорь начнет ходить туго. Магнитное поле не сможет нормально втягивать его внутрь, и он не будет заходить в свое крайнее положение. В целом, реле в таком случае полностью рабочее, но его нужно прочистить. Крышку корпуса снять довольно просто. Она держится на двух стягивающих болтах. Для разборки понадобятся отвертка и рожковые ключи. Ключами откручиваются гайки на контактах. Для того, чтобы снять крышку, придется отпаять выводы обмотки паяльником.

После снятия крышки появляется доступ к штоку с пластинкой, замыкающей «пятаки». На штоке есть пружинка, которая может также менять форму со временем. Если она сильно растянута, её нужно заменить. Стоит обратить внимание на сами контакты на крышке. Они часто покрываются нагаром, и контакт теряется. Их лучше зачистить мелкой наждачной бумагой, так же, как и пластинку. Далее можно проверить обмотки реле и трубку. Обмотки проверяются мультиметром, трубка просто очищается от мусора.

Читайте также: Не заводится камаз 5490 стартер крутит не схватывает

В нормальном состоянии обмотки реле стартера «восьмерки» включаются поочередно. Если же первая обмотка не работает, то якорь не втягивается, если не срабатывает вторая – реле постоянно щелкает, но стартер не вращается, так как не замкнуты контакты. В рабочем состоянии при подключении к втягивающей обмотке реле омметр должен выдать около 0,55 Ом, удерживающая обмотка должна показать 0,75 Ом. Если есть проблемы, реле легче заменить новым. В среднем оно стоит 300 рублей целиком, и перематывать обмотку смысла нет.

При повороте ключа в замке зажигания обратно, реле стартера ВАЗ 2108 отпускает якорь, который возвратной пружиной выталкивается наружу. Контакты размыкаются, и стартер останавливается. Бендикс с шестерней отсоединяются от маховика, и стартер принимает первоначальное свое состояние.

Читайте так-же, другие обзоры

    Редукторный стартер ВАЗ 2108

Снятие тягового (втягивающего) реле со стартера на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Снятие тягового (втягивающего) реле на стартерах автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 возможно только после демонтажа стартера с двигателя автомобиля. Рассмотрим снятие втягивающего реле на примере широко распространенного стартера 29.3708. Он уже демонтирован с двигателя.

Необходимые инструменты

— Ключ (рожковый, накидной) или головка на «13»

— Шлицевая или крестовая отвертка (в зависимости от винтов крепления реле)

Порядок снятия тягового (втягивающего) реле стартера 29.3708

— Отворачиваем гайку крепления наконечника вывода обмоток стартера

Используем ключ или головку на «13».

Гайка крепления наконечника провода — вывода обмоток

— Отворачиваем три винта крепления тягового реле к корпусу стартера

Используем шлицевую отвертку.

Винты крепления тягового реле стартера

— Отсоединяем втягивающее реле от стартера

При этом выводим из зацепления серьгу сердечника реле от наконечника рычага привода (бендикса).

Отсоединяем втягивающее (тяговое) реле стартера

Все, втягивающее реле стартера снято.

Примечания и дополнения

— Установка тягового реле производится в обратном порядке.

Реле включения стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

На автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 и аналогичных им включение стартера производится не на прямую, а через реле.

Назначение реле включения стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

Реле включения стартера предназначено для снижения нагрузки на контакты замка зажигания при пуске двигателя стартером. Так как стартер самый мощный потребитель электрической энергии в электрооборудовании автомобиля, то при включении его напрямую, замок зажигания очень быстро сгорел бы.

— Где установлено реле включения стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

Реле включения стартера автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 установлено на щитке моторного отсека.

Где установлено реле включения стартера?

— Устройство реле включения стартера

Реле включения стартера состоит из катушки (обмотки из медного провода) с расположенным внутри магнитным сердечником.

— Как работает реле включения стартера

После поворота ключа в замке зажигания в положение «Стартер» (II), замыкаются его контакты «30» и «50». Напряжение подается на реле включения стартера (контакт реле «85»). Оно срабатывает (контакты внутри реле замыкаются) и подает напряжение на вывод «50» тягового (втягивающего) реле стартера. Втягивающее срабатывает, стартер крутит.

— Схема подключения реле включения стартера
— Неисправности реле включения стартера

Самые распространенные неисправности реле включения при котором перестает включаться стартер.

Окисление контактов реле или «массы»

Выгорание реле в результате короткого замыкания

Так же может возникнуть «обрыв» в электрической цепи, что следует учитывать при диагностике неисправности.

«Виновники» неисправности реле включения стартера ВАЗ 21083

Неисправное реле нужно заменить новым, в случае окисления контактов их зачищаем и проверяем его срабатывание.

— Применяемость реле включения стартера на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

В электрической цепи включения стартера автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций применяется реле включения стартера 111.3747-10, 97.3747-10 и их аналоги.

— Характеристики реле включения стартера 111.3747-10

Номинальное напряжение — 12 В

Напряжение срабатывания — не более 8 В

Напряжение отпускания — 1,5 — 5,5 В

Читайте также: 2110 не работает стартер насос

Сопротивление обмотки — 85±5 Ом

Примечания и дополнения

Стартер самый мощный потребитель электрической энергии в электрооборудовании автомобиля (1,3 кВт). При запуске двигателя потребляемый им ток может достигать 400 А, что много. Поэтому все соединения в его электрической цепи должны иметь надежный контакт. В противном случае стартер может «башмачить», так как загрязнен его коллектор.

Втягивающее реле стартера: описание,устройство,фото,видео,проверка,ремонт.

Втягивающее реле стартера — это электромагнит, который в системе зажигания выполняет две функции. Первая — подведение шестерни бендикса стартера к зубчатому венцу маховика. Вторая — ее возврат в исходное положение после запуска двигателя. Поломка втягивающего реле грозит тем, что двигатель попросту не заведется. Причин поломки реле не так много. В данном материале мы постараемся описать признаки и причины поломки, а также методы диагностики и ремонта.

Устройство втягивающего реле и принцип функционирования

В стартере втягивающее реле вводит в зацепление венец маховика с бендиксом. Вся работа базируется на принципах элетромагнетизма. Сердечник, который выполнен как полая трубка, внутри которой расположен якорь, оснащен обмоткой в виде проволоки. Ток в катушке создает электромагнитное поле, в результате появления которого происходит вхождение якоря в сердечник. После того как ток перестает подаваться, якорь может двигаться свободно.

В состав втягивающего реле стартера входят: корпус; магнит с обмотками; якорь; контакты; возвращающая пружина. Магнит в реле выполнен в виде пары катушек – втягивающей и удерживающей. Втягивающая катушка реле подключена к электрическому мотору и клемме управления, а вот удерживающая подключена к выводу управления и контактирует с корпусом. Когда на контакт управления подается питание, в катушке возникает магнитная индукция, что приводит к появлению магнитного поля. В результате этого якорь сжимает возвратную пружину. В этот же момент происходит вращение бендикса, который соединяет стартер с автомобильной АКБ. В то время, когда контакты замыкаются, втягивающая обмотка получает питание от клеммы «+», останавливается выработка тока на катушке, однако на якорь воздействует поле удерживающей катушки, поэтому он остается внутри. Когда силовой агрегат автомобиля запускается, происходит отключение питания, из-за чего якорь возвращается в изначальное положение под действием возвратной пружины. Происходит размыкание контактов, из-за чего бендикс может выйти из зацепления.

Признаки неисправности втягивающего устройства

На поломку втягивающего устройства могут указывать следующие признаки:

  1. После пуска двигателя отключения стартера не происходит, он вращается с большой скоростью и характерным жужжащим звуком.
  2. После поворота ключа в замке зажигания происходит щелчок, показывающий срабатывание устройства, но вращения стартера не наблюдается. Иногда при обрыве в катушке, заедании якоря в определенном положении или отсутствии питания щелчок может отсутствовать.
  3. После поворота ключа в замке стартер начинает вращаться вхолостую, не воздействуя на маховик двигателя.

Возможные причины неисправности

Втягивающее реле может выйти из строя по следующим причинам:

  1. При повреждении корпуса.
  2. При повреждении магнита с обмотками.
  3. При нарушении контактов.
  4. При ослаблении возвратной пружины.
  5. При возникновении проблем с якорем.

Все поломки реле происходят из-за физического износа, пригорания контактных пластин, разрушения компонентов, перегорания обмоток.

Проверка втягивающего реле

Определить работоспособность втягивающего устройства возможно без его демонтажа со стартера автомобиля следующим способом:

  1. Осуществить проверку идущей к реле проводки на наличие обрыва.
  2. Если проводка исправна, проверяется срабатывание тягового реле. Для этого поворачивают ключ зажигания и слушают щелчок срабатывания, его отсутствие говорит о неисправности реле.
  3. Если щелчок срабатывания слышен, но вращения стартера не происходит, возможной причиной неисправности является подгорание контактных пластин. Для проверки предположения на реле отсоединяют клемму, идущую от замка, после чего отверткой замыкают клемму, идущую от аккумулятора, с клеммой, которая идет на стартер. В итоге получится подача электричества на его двигатель, минуя реле. Если началось вращение, неисправно втягивающее устройство.
  4. Проверка показателя напряжения, идущего на стартер, позволит определить, в чем заключается проблема – в проводке, АКБ или стартере. Мультиметр подключают к плюсовой клемме реле, куда подходит напряжение аккумулятора, а минус прибора подсоединяют к массе. При включении в этот момент зажигания, напряжение должно быть 12 В. Если показатель ниже – энергии аккумулятора, скорее всего, недостаточнодля запуска двигателя, но хватает, чтобы срабатывало реле.

Читайте также: Не крутит стартер ваз 1111 ока причина

Проверка втягивающего реле на снятом стартере

Проверку работоспособности реле удобнее производить на снятом стартере. Но перед демонтажем делают несколько операций, позволяющих выявить неполадку:

  1. Проверяют надежность крепления клемм, состояние АКБ, удаляют окислы с контактов и клемм аккумулятора.
  2. Убеждаются в надежности крепления проводки к стартеру гайками. Если заметна коррозия, контакты зачищают мелкой наждачной бумагой.
  3. Проверяют состояние реле включения стартера.

Стартер снимается после отсоединения подходящих к нему проводов и откручивания болтов крепления. В некоторых автомобилях на эту операцию уйдет много усилий, так как агрегат может располагаться в плохо доступном моторном отсеке.

После извлечения стартера, его очищают от грязи, обрабатывают наждачной бумагой окисленные контакты, и начинают проверку в следующем порядке:

  1. Агрегат размещают рядом с АКБ, от клемм которой идут провода с «крокодилами».
  2. Плюсовая и минусовая клеммы соединяются с соответствующими контактами на втягивающем устройстве.
  3. Свободным концом минусового провода касаются к корпусу стартера и наблюдают результат:
  • Если произошел отчетливый щелчок в реле, значит оно работает;
  • Если втягивающее не подает «признаков жизни», оно нуждается в замене или ремонте.

Ремонт втягивающего реле стартера

Если вы пришли к выводу, что тяговое реле стартера вышло из строя, необходимо выполнять его ремонт. Сразу хотим отметить, что в большинстве случаев гораздо проще заменить данный элемент, чем восстанавливать его работоспособность. Многие производители изготавливают неразборные реле для того, чтобы сделать этот узел наиболее надёжным. В таких ситуациях придется просто менять втягивающее реле на новое.

Если же стартер в вашем авто оснащен разборным реле, можно отремонтировать его своими силами. Нередко реле не работает по следующим причинам: механический привод износился и вышел из строя; в обмотке произошло замыкание; «пятаки» или контакты обгорели. Определить каждую из вышеперечисленных неисправностей можно после разборки. Правда, для определения целостности обмоток придется воспользоваться омметром. Во время измерения сопротивления между окончаниями провода и корпусом данный показатель должен составлять минимум 10 кОм. В противном случае произошло замыкание обмоток, поэтому нужно будет идти в магазин за новым реле.

Установка нового либо восстановленного реле осуществляется в обратной демонтажу последовательности. У многих автолюбителей на данном этапе возникает проблема, которая заключается в том, как подключить реле стартера. Для того чтобы избежать таких неприятностей, советуем предварительно пометить отключенные клеммы. Прежде чем установить реле, не забудьте тщательно зачистить контакты, а также обезжирить их.

Типы втягивающих реле и их производители

Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:

  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
  • для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
  • для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).

Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми.

Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:

  • Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
  • БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
  • Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
  • Dynamo AD, Болгария;
  • “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).

При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы.

  • Свежие записи
    • Сколько стоит поменять масло
    • Какой автомобиль лучше – карбюраторный или инжекторный?
    • Плавающие двухсекционные дисковые тормоза — в чем смысл?
    • Искусственный Интеллект в автомобиле
    • Как защитить машину от коррозии?
    • Рулевая рейка
    • Стартер
    • Тонировка
    • Тюнинг
    • Форсунки


    источники:

    https://estetika-studia.ru/vtyagivayuschee-rele-startera-vaz-2108-ustroystvo